Зачастую можно услышать, что Тамбовщина не очень богата земляками, оставившими значительный след в российской науке или культуре. Однако это совершенно не так. Продолжаем рассказывать о великих людях, связанных с нашим краем. Один из них – Владимир Вернадский: учёный, провидец и гений.
Непростое решение
Весна 1926 года. Стучат колёса поезда, паровоз тянет состав в советскую Россию. В одном из купе – Владимир Вернадский: человек, казалось бы, менее всего подходящий для возвращения из эмиграции. Политические его взгляды не подходят большевикам, да и научные идут во многом вразрез с официальной идеологией. О чём думает учёный, глядя в окно на проплывающие мимо раскисшие от талого снега поля, станции и полустанки, на серое мартовские небо? О своём заключении пятью годами ранее в знаменитой петроградской тюрьме на Шпалерной? О политическом прошлом, тесно связанном с партией конституционных демократов в последние годы царствования последнего же российского императора? Вспоминает ли участие своё, хотя и весьма опосредованное, в Белом движении? Или мысль его устремлена в далёкое будущее? Сложно сейчас сказать, однако факт остаётся фактом: решение о возвращении принято.
Фигура Владимира Ивановича Вернадского до сих пор не вполне понята и оценена современным научным сообществом, а многие идеи опережают не только его время, но и наше. Его нельзя назвать каким-либо узким специалистом – напротив, настолько всеобъемлющ гений Вернадского, что смело его фигуру можно поставить в один ряд с такими фигурами, как Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов или Дмитрий Менделеев. Основатель Радиевого института, предвидя перспективы расщепления ядра атома, он по праву может считаться одним из отцов ядерного оружия. Создатель учения о ноосфере, убеждённый, что Ленин и Сталин – смертны, а разум, напротив, вечен, Вернадский считал, что ускоряющийся прогресс приводит Землю к новому этапу планетарной революции, связанной не с коллективизацией и репрессиями, а с единой системой всепланетной связи (вот он, интернет!) и выходом человечества на новую ступень развития. И путь к этому – разумное хозяйствование и гармоничное социальное устройство, основанное на научном знании.
Наследие храним
Сегодня, как и столетие назад, уголок Тамбовщины Вернадовка в Пичаевском округе, где располагалось имение, доставшееся Владимиру Ивановичу по наследству, является местом, где научная мысль продолжает работу по совершенствованию непростой жизни нашей. В старинной, не так давно восстановленной усадьбе регулярно проводятся «Вернадовские чтения», посвящённые идеям великого учёного. Родился он не здесь, да и жизнь изрядно побросала Вернадского по миру, однако тамбовская земля была дня него излюбленным местом отдыха. Здесь Вернадский в дореволюционные времена не только обдумывал идеи, но и организовывал сети столовых для голодающих Тамбовской губернии, организовал сеть земских школ, сам читал лекции и вёл уроки. В последний раз любимые тамбовские места учёному довелось увидеть из окна поезда в 1943 году, по возвращении из эвакуации в Москву. Усадьба, которую предполагал в 1917-м передать для сельскохозяйственного училища, пришла в запустение и была практически разрушена, что больно было знать великому сыну великой страны.
«Да, я мог остаться профессором в Праге или в Сорбонне, но тогда я бы никогда не сделал того, что мне удалось потом сделать в Советском Союзе», – писал в своём дневнике Владимир Вернадский. Свободно владевший тремя языками, читал он на пятнадцати, однако главным своим языком выбрал русский. Называвшие в 90-е годы уроженца Санкт-Петербурга, русского дворянина Вернадского украинцем, власти этой страны хотели было присвоить его гений себе за создание Украинской академии наук. Шли даже разговоры о размещении его портрета на купюрах. Однако фигура учёного и философа слишком тесна оказалась для Незалежной, тем более что сам он в годы Гражданской войны говорил о неизбежности возвращения её в состав России. Оставив после себя более 700 научных работ, Вернадский скончался в 1945 году в Москве на 82-м году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище. Но в памяти потомков он был и остаётся фигурой поистине всечеловеческого, планетарного масштаба.
Автор: Виктор Григорьев
Фото: История РФ
Непростое решение
Весна 1926 года. Стучат колёса поезда, паровоз тянет состав в советскую Россию. В одном из купе – Владимир Вернадский: человек, казалось бы, менее всего подходящий для возвращения из эмиграции. Политические его взгляды не подходят большевикам, да и научные идут во многом вразрез с официальной идеологией. О чём думает учёный, глядя в окно на проплывающие мимо раскисшие от талого снега поля, станции и полустанки, на серое мартовские небо? О своём заключении пятью годами ранее в знаменитой петроградской тюрьме на Шпалерной? О политическом прошлом, тесно связанном с партией конституционных демократов в последние годы царствования последнего же российского императора? Вспоминает ли участие своё, хотя и весьма опосредованное, в Белом движении? Или мысль его устремлена в далёкое будущее? Сложно сейчас сказать, однако факт остаётся фактом: решение о возвращении принято.
Фигура Владимира Ивановича Вернадского до сих пор не вполне понята и оценена современным научным сообществом, а многие идеи опережают не только его время, но и наше. Его нельзя назвать каким-либо узким специалистом – напротив, настолько всеобъемлющ гений Вернадского, что смело его фигуру можно поставить в один ряд с такими фигурами, как Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов или Дмитрий Менделеев. Основатель Радиевого института, предвидя перспективы расщепления ядра атома, он по праву может считаться одним из отцов ядерного оружия. Создатель учения о ноосфере, убеждённый, что Ленин и Сталин – смертны, а разум, напротив, вечен, Вернадский считал, что ускоряющийся прогресс приводит Землю к новому этапу планетарной революции, связанной не с коллективизацией и репрессиями, а с единой системой всепланетной связи (вот он, интернет!) и выходом человечества на новую ступень развития. И путь к этому – разумное хозяйствование и гармоничное социальное устройство, основанное на научном знании.
Наследие храним
Сегодня, как и столетие назад, уголок Тамбовщины Вернадовка в Пичаевском округе, где располагалось имение, доставшееся Владимиру Ивановичу по наследству, является местом, где научная мысль продолжает работу по совершенствованию непростой жизни нашей. В старинной, не так давно восстановленной усадьбе регулярно проводятся «Вернадовские чтения», посвящённые идеям великого учёного. Родился он не здесь, да и жизнь изрядно побросала Вернадского по миру, однако тамбовская земля была дня него излюбленным местом отдыха. Здесь Вернадский в дореволюционные времена не только обдумывал идеи, но и организовывал сети столовых для голодающих Тамбовской губернии, организовал сеть земских школ, сам читал лекции и вёл уроки. В последний раз любимые тамбовские места учёному довелось увидеть из окна поезда в 1943 году, по возвращении из эвакуации в Москву. Усадьба, которую предполагал в 1917-м передать для сельскохозяйственного училища, пришла в запустение и была практически разрушена, что больно было знать великому сыну великой страны.
«Да, я мог остаться профессором в Праге или в Сорбонне, но тогда я бы никогда не сделал того, что мне удалось потом сделать в Советском Союзе», – писал в своём дневнике Владимир Вернадский. Свободно владевший тремя языками, читал он на пятнадцати, однако главным своим языком выбрал русский. Называвшие в 90-е годы уроженца Санкт-Петербурга, русского дворянина Вернадского украинцем, власти этой страны хотели было присвоить его гений себе за создание Украинской академии наук. Шли даже разговоры о размещении его портрета на купюрах. Однако фигура учёного и философа слишком тесна оказалась для Незалежной, тем более что сам он в годы Гражданской войны говорил о неизбежности возвращения её в состав России. Оставив после себя более 700 научных работ, Вернадский скончался в 1945 году в Москве на 82-м году жизни и похоронен на Новодевичьем кладбище. Но в памяти потомков он был и остаётся фигурой поистине всечеловеческого, планетарного масштаба.
Автор: Виктор Григорьев
Фото: История РФ